В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ: Как ветер, песнь его свободна, Зато как ветр она бесплодна: Какая польза нам от ней? Такое отношение «непосвященной» толпы вызывает раздражение поэта, и он с презрением бросает толпе: Молчи, бессмысленный народ, Поденщик, раб нужды, забот! Несносен мне твой ропот дерзкий, Ты червь земли, не сын небес... …………………………………… Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, Не оживит вас лиры глас! Поэзия — удел избранных: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. Так формулирует Пушкин цель, во имя которой поэт приходит в мир. «Звуки сладкие» и «молитвы», красота и Бог — вот те ориентиры, которые ведут его по жизни. Стихотворение Пушкина - один из наиболее значительных следов литературной полемики конца 20 - начала 30 гг. XIX века, полемики о путях развития русской литературы. Многие стремились поставить ее на службу - кто государству, кто иным интересам; довольно распространенной была мысль о том, что поэзия должна возвышать чувства, воспитывать людей. Пушкин отвечает на это совершенно определенно: поэт, отдавший себя в распоряжение обществу и не отстаивающий собственной свободы, подобен жрецу, занимающемуся грязной работой вместо служения высшему началу. В этой раздраженной отповеди "чернь" - те, кто хочет принудить поэта к служению себе - представлена довольно отталкивающе, причем не только в глазах поэта - "рабы безумные", "глупость и злоба", но и в своих собственных: "Мы малодушны, мы коварны, Бесстыдны, злы, неблагодарны; Мы сердцем хладные скопцы, Клеветники, рабы, глупцы". Пушкин утрирует выражаемую любителями "воспитывающей поэзии" точку зрения: если взрослым людям требуется нравственный руководитель в лице поэта, то они, вероятно, считают себя имено "клеветниками, рабами, глупцами". Но Пушкин обнажает лицемерие этой позиции до конца: вместо того чтобы принять поэзию как прорыв к высшему и самим стараться сделать лучше, люди из толпы согласны всего лишь... "послушать", позабавиться за счет другого. Строка "А мы послушаем тебя" отражает цинизм и бездушие толпы куда полнее, чем обличительные тирады Поэта. При восприятии этого стихотворения стоит помнить, что это - реплика в споре, не полное выражение поэтического кредо Пушкина, а лишь определенное его отражение в ситуации полемики. И все же без стрепления к свободе не может быть подлинного творчества и подлинной поэзии - и именно потому вопросы, поставленные в этом стиховторении Пушкина, оставались актуальными для русской литературы в течение последних двухсот лет.
|